Время поста

«Всему свое время и время
всякой вещи под небом.
…время плакать и время смеяться;
время сетовать и время плясать»
(Еккл. 3, 1-7)

Духовная ценность поста ясно видна на страницах Ветхого Завета. Он является выражением внутреннего обращения к Богу и символизирует раскаяние грешного человека. С помощью поста человек смиряется перед Богом. Пост был установлен уже в раю посредством данной первым людям от Бога заповеди не есть от древа познания добра и зла (Быт.2:17).  «Поелику мы не постились, то изринуты из рая! Потому будем поститься, чтобы снова взойти в рай» – говорит святитель Василий Великий. Примеров соблюдения поста в Ветхом Завете великое множество. Постились цари и пророки, простые израильтяне и иноплеменники, постились дети и даже животные, которые невольно разделяли скорбь своих хозяев.

Сам Бог дал Моисею заповедь о строгом однодневном посте, соблюдавшемся в день Великого Покаяния, или Умилостивления за грехи, (Лев. 14:29-30, 23:27-33). Это пост, заповеданный Моисеевым Законом продолжался от захода солнца до появления звёзд вечером следующего дня, и был очень строгим (запрет на еду, питьё, умывание, кожаную обувь, умащение маслами и супружескую близость). Кроме того, существовали традиционные посты в память разрушения Иерусалима и сожжения храма. Право объявлять пост принадлежало старейшинам местных общин, которых, однако, могло обязать к этому царское распоряжение.
Пост мог быть:

  1. В знак траура.
  2. Для предотвращения или смягчения бедствия. (Перед лицом природного или общественного бедствия объявлялся общественный пост).
  3. Как акт, сопровождавший молитву. (сорокадневный пост Моисея на горе Синай).
  4. Пост рассматривался как акт раскаяния, выражение подчинения и мольбы, посредством которого можно снискать прощение Бога.

Также нужно отметить ветхозаветное разделение животных на чистых и нечистых, которых нельзя было употреблять в пищу. Это постановление отменил Христос сказав: « ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека”.

В древности во время поста иудеи облекались во вретище (старую, ветхую одежду), снимали сандалии, посыпали голову пеплом, ходили с грязными руками и не помазанной маслом головой. «Почему мы постимся, а Ты не видишь?»- взывает пророк Исайя, обличая лицемерно соблюдавших обряды, но сердцем далеких от Бога и Его заповедей (Ис. 58, 3).

Желая оградить от этой практики своих учеников Христос повелел: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 16 -18).

Поскольку плоть желает противного духу, то пост всегда будет не удобен для нее. Из-за этого многие, жалея свою плоть, сторонятся этой благодатной добродетели. Но телесный пост это только начало; можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о не вкушении скоромного в постные дни? Преподобный Варсонофий Великий говорит: «Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей». Истинный пост — удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение от похотей, злословия, лжи… пишет святитель Василий Великий. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Можно ли стяжать чистое сердце не освободившись от страстей? Именно пост в соединении с молитвой и есть самое действенное средство в достижении этого блаженства.

Важная сторона духовной жизни христианина — соблюдение поста. Пост — это особое время, когда верующий все свои душевные силы направляет на покаяние и очищение себя от грехов и пороков. Для этого он усиливает молитву, воздерживается от употребления скоромной пищи и сторонится увеселений. По христианской традиции пост начинается взаимным прощением обид, и должен сопровождаться милостью и помощью бедным. Зачастую посты предшествуют великим христианским праздникам, поскольку без покаяния и очищения человеку невозможно пережить всю полноту радости праздника. В тоже время, пост есть воздержание. Во время постов, установленных Церковью, христианин воздерживается от пищи животного происхождения — мяса, молока, яиц, — а в дни строгого поста даже от вкушения рыбы и растительного масла.

По уставу Православной церкви пост бывает различной степени строгости:

— совершенное воздержание от пищи;

— сыроядение – пища, не приготовленная на огне;

— сухоядение – пища, приготовленная без растительного масла;

— строгий пост – без рыбы;

— простой пост – употребление рыбы, растительного масла и всех видов растительной пищи.

Посты бывают однодневными или многодневными, и связаны с определёнными событиями из жизни Церкви и важными церковными праздниками.

Однодневные посты:

*каждую среду и пятницу, (кроме сплошных седмиц и святок; в среду христиане вспоминают предательство Иуды, который за тридцать сребреников предал Христа в руки первосвященников и старейшин иудейских; в пятницу Господь был распят, и в память о скорбном событии в этот день недели полагается соблюдать пост).

* в Крещенский сочельник,

* в праздники Усекновения главы Иоанна Предтечи

* в праздники Воздвижения Животворящего Креста Господня.

Также православная Церковь установила четыре многодневных поста:

*Великий,

*Петров,

*Успенский,

*Рождественский (или Филиппов).

Два из них — Филиппов и Успенский — неподвижные, то есть каждый год начинаются и заканчиваются в одно и то же время. Даты начала Великого и Петрова постов высчитываются ежегодно в зависимости от времени празднования Пасхи Христовой.

Великий пост (49 дней) рассматривается как аскетическая подготовка христиан к празднованию главного события человеческой истории — Воскресения Христова или Пасхи Господней, и состоит из двух постов: Святой Четыредесятницы, (установленной в память сорокадневного поста Спасителя в пустыне), и Страстной седмицы, — воспоминание событий последних дней земной жизни Иисуса Христа, Его Распятия, Смерти и Погребения. По учению Аввы Дорофея – Великий пост – это десятина года, которую должен пожертвовать каждый любящий Бога. Некоторые египетские иноки в древности практиковали в Великий пост полное сорокадневное воздержание от пищи.

У пророка Иезекииля мы читаем: «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился и жив был». Так и ученики Спасителя Апостолы тем, кто не смог поститься в Великий пост перед Пасхой, постановили: «да постятся по окончании праздничного ряда» (от Недели всех святых, т.е. через неделю после праздника Пятедесятницы, до праздника Успения Пресвятой Богородицы). Впоследствии этот довольно длинный пост был разделен надвое. Его сначала называли компенсаторным, или более распространенное название — пост  Пятидесятницы. Но после освящения Святым равноапостальным Константином Великим в Константинополе храма в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, он стал называться «Петровским», и теперь является подготовительным ко дню их памяти 29 июня (12 июля по новому стилю).

Второй пост Успенский, он отличается строгостью, длится две недели, и является подготовительным к двунадесятому празднику — Успение Пресвятой Богородицы. Успенским постом верующие не вкушают не только мясное, молочное, но и рыбу.

Рождественский (Филиппов – начинается в день памяти апостола Филиппа) пост предшествует церковному празднику Рождества Христова. Установление Рождественского поста относится ко времени раннего христианства. Первоначально этот  пост длился 7 дней. В 1166 году по решению патриарха Константинопольской Луки Хрисоверга при императоре Мануиле он стал сорокадневным.

Все вышеизложенное о посте относится к людям здоровым. Как и для всякой добродетели, и для поста также нужна рассудительность, и воздержание должно быть строго соразмерно со здоровьем и силами человека. Святитель Василий Великий пишет, что несправедливо для крепкого и для слабого телом назначать одну и ту же меру поста. По церковным правилам пост облегчается: для беременных, рожениц и кормящих грудью матерей; для находящихся в пути и попавших в экстремальные условия; для детей и престарелых, если старости сопутствуют немощь и слабость. Пост отменяется в тех условиях, когда физически невозможно добыть постной пищи и человеку грозит болезнь или голодная смерть.

Преподобный Иоанн Кассиан также говорит, что ради любви к человеку, порой, пост можно и отложить. Он пишет: «Более жестокосердным, нежели ревнителем благочестия, должно почесть того, кто будет сохранять строгий пост и тогда, когда посетит его брат, в лице которого необходимо принять Христа». Один пустынножитель, отвечая преподобному на вопрос: «Почему иноки в Египте отменяют пост для посетителей?» — отвечал: «Пост — мое; когда захочу, могу его иметь. А принимая братьев и отцов, принимаем Христа, Который сказал: принимающий вас, Меня принимает (Ин 13, 20) — и: не могут сыны брачного чертога поститься, доколе с ними Жених. Когда же отнимется у них Жених, тогда будут поститься (Мк 2, 19–20)».

Телесное воздержание — это лишь средство, с помощью которого человек учится подчинять свои телесные потребности воле и разуму. Разум в таком случае удерживает за собой первенство, присущее ему по чину, а крепость его не может пошатнуть никакое прельщение и греховный соблазн, и тогда человек обретает подлинный мир и истинную свободу, при которой плоть управляется духом, а дух подчиняется Богу. К тому же мы боремся с духовными неприятелями, и исправляя свои нравы, с помощью Божественной благодати одолеваем их: “наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной” (Еф. 6:12).

Наградой постящемуся будет полнота радости от встречи с Господом уже здесь, в земной жизни, а в будущей — нескончаемое блаженство в Царстве Небесном. С другой стороны мы имеем 69-е правило Святых Апостолов: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен«.